В прошлом году в результате судебной реформы в Самаре начал работать Шестой кассационный суд общей юрисдикции, предназначенный для проверки вступивших в законную силу решений нижестоящих инстанций, включая суды соседних регионов. Ожидание того, что судебная система в стране станет совершенней, отчасти оправдалось — количество отменных актов выросло на 30%. Вместе с тем, попыток переиграть дело в свою пользу стало меньше. Эксперты «Засекина» объясняют это новым порядком, к которому ещё не все привыкли.

Шестой кассационный суд общей юрисдикции, признанный крупнейшим в стране, открылся в Самаре неподалеку от Крымской площади в ноябре 2019 года. В церемонии открытия участвовали председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев, полномочный представитель президента страны в ПФО Игорь Комаров, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров и председатель нового кассационного суда Александр Ефанов.

Судебная реформа и борьба за кассацию

Появление суда стало следствием судебной реформы. Закон о её проведении и создании системы самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции был принят Государственной думой в 2018 году. За право разместить на своей территории Шестой кассационный суд Самарская области боролась с Татарстаном, Башкортостаном, Удмуртией, Чувашией, Марий Эл, а также Кировской, Оренбургской и Ульяновской областями. Как отмечали в правительстве губернии, дислокация столь крупного и авторитетного учреждения будет способствовать повышению статуса юриспруденции в регионе, созданию высокооплачиваемых рабочих мест. Изначально планировалось, что суд начнет работать в октябре, однако сроки сдвинулись. Поскольку все новые апелляционные (их пять) и кассационные (девять) суды в стране должны были заработать 1 октября, в Самаре судебная коллегия по уголовным делам временно расположилась на ул. Рабочей, 21, по гражданским и административным делам — на ул. Льва Толстого, 115.

По данным сайта правительства Самарской области, в новом доме правосудия 113 судей, а общее число сотрудников превышает 500 человек. Открывшаяся кассационная инстанция пересматривает судебные акты, принятые судами Самарской области, Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Чувашской Республики, Кировской области, Оренбургской области, Ульяновской области, а также судебных актов апелляционных судов.

Бывший недострой «Урана»

Строительство здания, в котором расположился суд, завершилось в ноябре прошлого года. Объект долгое время считался недостроенным 24-этажным офисным центром, в котором когда-то даже планировали разместить региональные министерства. Возводить объект около десяти лет назад начала ГК «Уран».

При бывшем губернаторе Самарской области Владимире Артякове «Уран» был одним из крупнейших игроков строительного рынка региона, исполнявшим многомиллионные государственные контракты. Совладельцем и руководителям её структур являлся экс-депутат Владимир Купцов. Согласно информации сайта Самарской губернской думы, в 2011 году г-на Купцова избрали депутатом областной думы V созыва, где он занял пост председателя комитета по строительству и транспорту, вошел в состав комитета по сельскому хозяйству и продовольствию и стал членом постоянной комиссии по вопросам депутатской этики, регламенту, информационной политике и развитию институтов гражданского общества.

В 2019 году Владимир Купцов стал главным федеральным инспектором Самарской области. В то же году дочерняя компания Сбербанка потребовала признать бывшего предпринимателя банкротом из-за обязательств по кредитам структур «Урана», однако суд признал заявление необоснованным и прекратил производство по делу. В текущего году должность федерального инспектора в регионе вместо господина Купцова занял Юрий Рожин.

Ранее, как только главой региона стал Николай Меркушкин, «Уран» потерял свои позиции на областном строительном рынке. Подконтрольное «Урану» ООО «Русич» выступало генеральным подрядчиком строительства технопарка «Жигулевской долины». В 2013 году компанию обвинили в срыве сроков работ, а спустя год контракт с организацией расторгли. Тогда же по инициативе нового губернатора областные власти отказалось от переезда в 24-этажное здание на Крымской площади (тогда пл. Урицкого).

О том, что в недострой станет зданием Шестого кассационного суда, стало известно в 2018 году. Весной 2019 года началась реконструкция объекта. По данным из открытых источников, общая стоимость работ составила около 6 млрд рублей. На последних этапах строительства проектно-сметная документация корректировалась —оказалось, что недостает 1 млрд рублей.

Новая система и непривычная практика

По числу зарегистрированных уголовных дел — 17,5 тысяч — самарский Шестой кассационный суд уступает только кемеровскому Восьмому кассационному суду, где 17,6 тысяч уголовных дел. По количеству решений по существу Шестой кассационный суд стал рекордсменом — 2200 дел по данным на ноябрь.  Для сравнения, средний показатель — порядка 1,5 тыс. дел.

По словам экспертов, в целом, цифры не впечатляющие, но это объясняется новизной системы. «Реформа привела к почти двукратному снижению количества поступивших в кассационные суды дел. Если в последний дореформенный год региональные президиумы зарегистрировали в общей сложности 194,7 тысяч уголовных дел, то за первый год работы девять кассационных судов общей юрисдикции — всего 99 тыс. Скорее всего, главным фактором является сама достаточно новая система и все еще непривычная практика проведения заседаний в другом субъекте федерации. С июля стали активно внедряться инструменты, позволяющие участвовать в заседании дистанционно, но прошло еще слишком мало времени, чтобы все это стало привычным», — говорит управляющий партнер бюро «Бишенов и партнеры» Алим Бишенов.

Как отмечает господин Бишенов, после реформы количество отмененных приговоров выросло почти на 30%, что является существенным показателям. «На мой взгляд, что говорить об эффективности работы Шестого и прочих кассационных судов преждевременно. С начала их работы прошло чуть более года, как уже было сказано, еще не до конца отработаны механизмы взаимодействия для дистанционного участия в заседании, сама система передачи дел в суд другого субъекта федерации еще не стала привычной. В целом реформу можно назвать нужной и полезной с точки зрения развития судебной системы и устранения коррупциогенных факторов. Я бы сказал, что она назрела», — считает эксперт.

По словам советника коллегии адвокатов «Плотников и партнеры» Ирины Горбачевой, юристы отмечают высокое качество судебных актов новой кассации и современное техническое оснащение суда. «После введения в судах общей юрисдикции так называемого принципа «сплошной кассации» у юристов были вопросы о том, как поведет себя эта система на практике. Некоторые сомневались, что суд сможет справиться с высокой нагрузкой. Однако сейчас стало понятно, что опасения не оправдались и трудностей с доступом к правосудию не возникло», — добавила госпожа Горбачева.

Георгий Булгаков